Сегодня массовое использование строительных 3D-принтеров сталкивается с целым рядом проблем — законодательных, технологических и многих других. Однако даже самые большие скептики рынка недвижимости не рискуют назвать 3D-печать бесперспективным направлением
Компания Mighty Buildings привлекла 52 млн долларов инвестиций для создания экологически чистых и климатически устойчивых домов при помощи 3D-печати, сообщил на днях телеграм-канал компании «Базис. Недвижимость». В Mighty Buildings считают, что эти инвестиции свидетельствуют о высокой степени доверия инвесторов к ее технологии.
«Уточняется, что финансирование предназначено для ускорения разработки и расширения производства новых домов для рынка США, а также для организации производственных операций в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах. По данным Mighty Buildings, все эти государства имеют самые быстрорастущие рынки в мире. Кроме того, представители Mighty Buildings заверили, что расширение производства в регионе Персидского залива соответствует стратегии их компании, направленной на преобразование жилищного строительства во всем мире, а также на решение проблем климатической устойчивости и глобальной нехватки жилья», — пишет телеграм-канал.
А верят ли игроки российского рынка недвижимости в технологии 3D-печати? Поскольку речь пока идет о напечатанных одноэтажных, максимум двухэтажных домах, этот вопрос прежде всего стоит адресовать профессионалам загородного рынка, которые считают: напечатанные здания — это интересно, перспективно, но не без минусов.
Владимир Митин, CEO DRHouse Ecosystem
«Сегодня мы наблюдаем только зарю технологии, и сейчас она сильно ограничена размерами печатного станка, который выставляется в центре пространства и начинает печатать стены, перегородки и так далее. Выглядит это как слоистая конструкция и скорее походит на жилье инопланетян из «Звездных войн». Не спорю, у печати много плюсов, в том числе она минимизирует риск ошибки и влияние человеческого фактора. Но пока все достаточно сыро, и массово эта технология не может применяться. Я как архитектор, возможно, мог бы подумать о ее использовании для печати готовых каркасных элементов — ферм, балок (они печатаются из композита, негорючие, прочные). Элементы, из которых собирается каркас дома, — да, до этого технологии точно дозрели, что-то большее — в перспективе пяти лет мы, может быть, увидим что-то, что нас впечатлит. Иными словами, в будущем технология может работать, особенно когда можно будет печатать серьезные объемы, этажами, но сейчас это формат бета-тестирования».
***
Максим Лазовский, владелец строительной компании «Дом Лазовского»
«Технология 3D-строительства дома интересная и перспективная. Фактически речь идет о «домокомплекте из камня»: механизм позволяет возвести контур (стены) из вспененного бетона. Существуют разные составы этого бетона, но в целом они похожи, отличаются разве что составом добавок полимеров. Главный плюс 3D-строительства — сильно ускоряется процесс возведения контура, ролики это хорошо демонстрируют. Однако тут кроется и некоторое лукавство: под термином «3D-строительство» многие подразумевают возведение дома целиком, а это далеко не так. Я не зря постоянно упоминаю слово «контур»: фактически принтер возведет «домокомплект» без отделки, утепления, гидро- и шумоизоляции. А еще коммуникации, кровля и много-много всего. Собственно, переходим к минусам и их решению. Пока технология очень сырая и распространяется лишь на узкий этап строительства. Застройщиков, готовых использовать метод и материал, мало, поэтому бетонный состав производится ограниченно и стоит недешево. Кроме того, в законодательстве нет единых норм к оценке качества этого материала и требований к нему, что также пугает строителей. В целом технологии 3D-строительства требуется развитие, расширение на другие этапы строительного процесса, проведение дополнительных исследований качества и составление стандартов. Все это нуждается в финансировании и не под силу какому-то одному застройщику. А вот объединению — да. Особенно если оно получит от государства поддержку на развитие этого направления. Вспомните, как продвигали электромобили — временно отменили налоги на их ввоз в РФ. Здесь можно было бы временно отменить подоходный налог при продаже объекта».
Первый вице-президент компании GloraX Александр Андрианов согласен, что даже на рынке индивидуального жилищного строительства 3D-печать сталкивается со множеством пока нерешенных проблем, а уж о сегменте многоквартирных домов и говорить нечего. Однако факт: проблемы решаются, хотя, может, и не так быстро, как хотелось бы, а строительные принтеры потихоньку начинают находить себе применение на городских стройплощадках.
Александр Андрианов
первый вице-президент компании GloraX
«В настоящее время в России и других странах 3D-принтеры активно используются для печати малых архитектурных форм — скамеек, заборов и так далее. Что касается перспектив развития технологии непосредственно в строительстве жилых домов, то она может применяться и уже применяется в сегменте ИЖС, но для более активного ее внедрения сейчас существует ряд препятствий. Во-первых, в российском законодательстве отсутствуют нормативно-технические документы, регулирующие вопросы проектирования и строительства с применением технологии 3D-печати. Однако государство работает над этим. Напомню, год назад правительство утвердило дорожную карту по внедрению новых технологий в строительстве, к которым относятся и аддитивные. В ноябре этого года Минстрой совместно с Минэкономразвития должен представить доклад о перспективах использования 3D-печати в строительстве и определить, при возведении каких зданий использование этой технологии наиболее целесообразно. Это позволит создать базу для использования принтеров в сфере строительства. Во-вторых, на сегодняшний день на российском рынке отсутствуют типовые решения и проекты для зданий, построенных с помощью аддитивных технологий. Сохранение быстрых темпов строительства — одна из приоритетных задач для застройщиков, поэтому наличие типовых решений могло бы стимулировать их активнее использовать 3D-печать в строительстве. В-третьих, у самой технологии есть несколько ограничений. Так, работы могут проводиться только в сухую погоду при плюсовой температуре, напечатать на принтере возможно только стены, но не кровлю классической формы, не до конца отработана технология армирования. Еще один недостаток технологии — низкая прочность таких объектов, на 30-50% ниже по сравнению со зданиями из монолита. Кроме того, существует и ограничение по высотности домов: на сегодняшний день самое высокое здание, построенное с применением аддитивных технологий, не превышает 10 метров, а это два этажа. Таким образом, пока технология актуальна только для малоэтажного строительства».
Все эти факторы пока не позволяют рассуждать о полноценной 3D-печати зданий в массовом объеме, уверен эксперт. «Тем не менее технология может быть использована как вид автоматизации процессов на стройке. В частности, 3D-принтеры могут применяться для автоматизированной укладки бетона без использования опалубки с минимальным участием человека. Это позволит оптимизировать расходы на оплату труда рабочим, покупку опалубки и утилизацию расходов», — говорит Александр Андрианов.
Реконструкция и реставрация зданий, в том числе исторических, нередко имеющих тот или иной охранный статус, — особый сегмент строительного рынка. Вот его взаимодействие с 3D-печатью пока минимально, и руководитель коммерческого департамента West Wind Group Елизавета Ильюхина готова объяснить почему.
Елизавета Ильюхина
руководитель коммерческого департамента West Wind Group
«Как девелопер, который занимается восстановлением старинных зданий, мы пока не видим возможностей использования 3D-печати в создании конструктивных решений. Очень часто в ходе редевелопмента нам необходимо применять те же самые материалы, которые использовались при возведении здания, либо идентичные им. Иногда это связано с обязательствами перед государством, когда речь идет о восстановлении объектов культурного наследия. Но и другие старинные здания, не имеющие охранного статуса, тоже требуют деликатного подхода. Например, концепция одного из последних наших бизнес-центров Sugar Factory подразумевала интерьеры в стиле лофт. Нам важно было передать дух старины, сохранить и воссоздать кирпичные перегородки в их изначальном виде, и для этого использовали кирпичи XIX века. Да, в нашей работе 3D-печать может пригодиться при имитации лепнины, создании барельефов, скульптур на фасадах и в интерьерах: плюс этой технологии — в многообразии форм, которые можно получить. Кроме того, такой способ создания элементов может оказаться дешевле и быстрее традиционных технологий. Но в каждом конкретном случае необходимо просчитать, насколько это финансово оправданно. Одно дело, когда предстоит печатать большое здание: такой проект экономически оправдан, так как он сравнительно прост в проектировании и строительстве, что позволяет экономить на занятых в нем узких специалистах, сократив их количество. Другое дело, если требуется немного элементов для декора, и тогда их, возможно, дешевле произвести традиционным способом, чем приобретать или арендовать дорогостоящее оборудование. Хотя, конечно, не всегда определяющую роль играет цена, иногда на первый план выходит скорость реализации тех или иных решений. И тогда тоже 3D-печать может пригодиться. Так, в неофутуристическом БЦ «Сады Этрета» у нас есть арт-объекты в виде лиц-эмоций. При помощи 3D-принтера их можно было бы сделать за пару дней, в реальности же у скульптора ушло много времени на создание каждой головы, поскольку использовалась трудоемкая технология. Есть еще случаи, когда у 3D-печати есть преимущества, хотя она не ускоряет и не удешевляет работу. Например, застройщику необходимо восстановить лепнину на фасаде и нет ограничений по материалам. Тогда можно снять со здания фрагмент лепнины в хорошем состоянии, сделать слепок и по нему изготовить новый декор из гипса или напечатать на принтере. Но долговечность готовых изделий в последнем случае может быть выше».
Наконец, еще один аспект, который нельзя обойти вниманием, — обслуживание и эксплуатация напечатанных зданий. Как справедливо отмечает заместитель директора компании MD Facility Management Евгений Ковалев, «наработанной практики эксплуатации объектов, возведенных при помощи 3D-принтеров, сейчас нет. По крайней мере, в нашей стране. Поэтому достоверно мы сможем говорить об особенностях технической эксплуатации только после того, как у FM-компаний накопится хотя бы какой-то опыт работы с подобными объектами».
Евгений Ковалев
заместитель директора компании MD Facility Management
«Тем не менее могу предположить, что с точки зрения технической эксплуатации у такого дома не возникнет отличий от обычных зданий. В коробку, напечатанную на принтере, интегрируют вполне реальное оборудование. Оно ничем не будет отличаться от оборудования, которое устанавливают в здания, возведенные традиционным способом. Ему в любом случае также понадобится регламентное обслуживание для поддержания работоспособности инженерных систем. Это правило стандартно для всех объектов недвижимости. К примеру, даже если дома, напечатанные на 3D-принтере, будут обладать улучшенной пожароустойчивостью, это не отменяет установку и, соответственно, обслуживание систем пожаротушения и пожарообнаружения. При этом если материал, из которого напечатан дом, имеет более высокие теплоизоляционные свойства, это позволит экономить в процессе эксплуатации, так как снижаются затраты на теплоснабжение. Если говорить о разводке электричества и слаботочных систем, установке розеток, выключателей и так далее, то, скорее всего, закладные полости должны быть изначально продуманы в проекте, чтобы окончательный вариант распечатывался уже с ними. Дополнительный плюс такого подхода в том, что изготовление конструктивных элементов со всеми необходимыми выемками, пазами, закладными отверстиями экономит время и средства на этапе строительно-отделочных работ. При этом мы понимаем, что в процессе жизни здания рано или поздно возникнет потребность просверлить отверстие или установить дополнительное оборудование. Скорее всего, с этим проблем не возникнет, но важно будет выполнять рекомендации производителя по работе с материалом, из которого изготовлен дом».
Согласно статистике, по состоянию на март этого года в России было напечатано около 80 зданий, а сейчас их наверняка заметно больше. В одном только Татарстане, который претендует на звание лидера направления и на роль разработчика общероссийских правил массового использования 3D-печати, в следующем году должен быть сдан целый поселок из 34 таких домов. Но насколько быстро эта строительная технология перерастет определение «новая» и примерит на себя понятие «массовая», посмотрим.