Обязать застройщиков жилья стандарт-класса делать более качественную отделку, утвердить более гуманные нормы по числу машино-мест, разрешить установку лифтов только производителей из России и стран — участниц ЕврАзЭС — лишь часть весенних инициатив, которые обсуждает рынок
На фоне резкого падения интереса покупателей к рынку новостроек (в Москве, например, по данным компании «ИНКОМ-Недвижимость»*, за первые два месяца 2023 года это падение составило 21%, а в годовом исчислении — 44%, и хотя все эксперты говорят, что первый квартал не показателен и надо дождаться итогов второго, за него тоже тревожно); на фоне сокращения банковских ипотечных выдач и обещаний ЦБ полностью искоренить ипотеку «от застройщика» в любых ее вариантах; на фоне улетевших куда-то в космос цен на жилье, которые, как все игроки рынка понимают, надо бы снизить, только никак не придумывается вариант, при котором не было бы ни одного финансово пострадавшего из их рядов — так вот, на фоне всего этого инициативы, не кардинально меняющие, а лишь слегка шлифующие ситуацию, как-то не особо впечатляют.
Однако инициаторов, взявших в руки «напильники» и пытающихся обработать ими то один, то другой недвижимый сегмент, сегодня как никогда много. Вот лишь некоторые предложения, прозвучавшие в последнее время.
Сейчас в России к стандарт-классу относятся до 30% новостроек в мегаполисах и до 60% в регионах. С 2020 года в таких домах отделка является обязательной (приказ Минстроя от 29.04.2020 года № 237/пр «Об утверждении условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью»), однако требования к ней предлагается ужесточить, чтобы застройщики применяли более качественные материалы и технологии. Как сообщает газета «Известия», инициатива за подписью члена комитета Госдумы по строительству и ЖКХ от «Единой России» Александра Якубовского направлена главе Минстроя Иреку Файзуллину.
В частности, предлагается исключить использование линолеума, заменив его ламинатом с минимальной твердостью не ниже 33 класса износостойкости, ввести обязательную гидроизоляцию санузлов, сделать обязательными откосы и подоконники, а также керамическую плитку в санузлах, установить критерии качества используемых дверей и в целом ввести жесткие критерии качества отделочных работ.
«Нам поступает множество обращений от граждан, ставших владельцами стандартного жилья. Они жалуются на низкое качество работ и материалов. Зачастую им приходится демонтировать двери и устанавливать новые, проводить заново ремонт», — цитируют «Известия» Александра Якубовского, и что тут возразишь. С другой стороны, не факт, что государство в нынешней ситуации рискнет «навешивать» на застройщиков пусть и полностью оправданные, но дополнительные расходы. Посмотрим.
А вот другая инициатива, напротив, направлена, может, не на радикальное, но все-таки сокращение этих расходов. Речь идет о смягчении для девелоперов норм по парковкам в жилищных проектах, которое, как сообщил на днях «Коммерсантъ», обсуждается в Минстрое.
Суть в следующем: при строительстве многоквартирных домов будут предусмотрены блокирующие и зависимые машино-места, вмещающие более одного автомобиля. Причем, «семейные» парковки на два автомобиля предлагается учитывать в Росреестре как два отдельных места (сейчас учитывается как одно, без ориентира на вместимость), что позволит застройщикам сократить их общее число.
Правда, профессионалы, обсудив инициативу, сочли ее неполной. «Самое правильное — убрать норму из СанПиНа о том, что нельзя располагать машино-место под жилым помещением. Даже по пожарным требованиям это можно. Это позволило бы не строить разделяющий техэтаж и сэкономить на себестоимости парковки, располагая ее в подвале. Так раньше и делалось. Плюс машины сейчас не шумные и хорошие системы вентиляции», — предлагает один из подписчиков телеграм-канала «Законы стройки».
А вот другое предложение: «Надо дать четкое определение, что такое стоянка, а что парковка. Очень много проблем из-за этого, начиная от расстояния от детских садов и школ и до возможной вместительности. И законодательно отменить требования по обеспеченности машино-местами встроенных нежилых помещений МКД. Это же не торговые центры».
Целый ряд изменений ждут область, которую принято называть одной из самых проблемных по части импортозамещения — лифтовую. Об этом на заседании комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое сообщил замглавы ведомства Алексей Ересько.
Если все состоится, как задумано, в наших домах будет разрешена установка лифтов только производителей из России и стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). «Мы пытаемся создать условия, при которых с заводами будет возможно заключение долгосрочных договоров. Это стабилизирует (…) работу предприятий и позволит им строить какие-то долгосрочные планы», — приводит слова Алексея Ересько «Интерфакс».
Как отметил замглавы Минстроя, сейчас ведомство совместно с Минпромторгом прорабатывает вопрос изменения порядка отбора подрядных организаций по капитальному ремонту и требований по отнесению продукции к отечественной. Для справки: в общей сложности региональные программы капремонта включают 531,1 тысячи лифтов в многоквартирных домах, при этом лифтов с истекшим сроком службы — 61,7 тысячи, и срок службы еще 22,7 тысячи лифтов истекает до 2025 года.
По итогам 2022 года средняя стоимость замены одного лифтового комплекта составила 3 млн рублей, а общая стоимость работ по замене превышает 260 млн рублей. С начала 2023 года проведены аукционы на замену более 4,8 тысячи лифтов в 31 регионе РФ на сумму 17,1 млрд рублей.
Впрочем, большинство российских регионов лифты в своих многоквартирных домах менять не планируют и денег на это в региональных бюджетах нет. И в Минстрое это признают.
Кстати, раз уж был упомянут капремонт, стоит сказать, что в 2024 году будет введен новый ГОСТ «зеленого» капремонта многоквартирных домов, разработку которого уже ведет «Дом.РФ»*.
Как подчеркнула в интервью ТАСС директор по устойчивому развитию «ДОМ.PФ» Марина Слуцкая, цели и требования нового документа будут схожи с утвержденным «зеленым» ГОСТ Р для многоквартирных домов с акцентом на повышение энергоэффективности и на качество применяемых материалов. Апеллировать к этому ГОСТу смогут управляющие компании или региональные операторы, которые будут контролировать процесс ремонта.
«Большая часть жилого фонда сегодня — уже введенные дома. Для этих зданий целесообразно повышение энергоэффективности, которая может быть достигнута за счет изменения некоторой части здания при проведении капитального ремонта. Этого можно добиться, например, за счет дополнительной теплоизоляции, приборов учета, герметизации внешних стен, современного освещения», — считает Марина Слуцкая.
*Есть в распоряжении BFM.ru