Как говорят эксперты, чаще всего пожары в торговых центрах — результат погони за низкой ценой контрактов в ущерб качеству материалов и квалификации рабочих специалистов. Также среди причин — недостаточная проработка стандартов на методы испытаний стройматериалов и недобросовестный подход к своим обязанностям со стороны собственников ТЦ и их FM-компаний. Да и общественную культуру безопасности не мешало бы повысить
По мнению экспертов Российского совета торговых центров (РСТЦ), пожары и спровоцированные ими проверки МЧС входят в список самых значимых отраслевых событий 2022 года, оказавших заметное влияние на весь рынок. «Существенное понижение арендной платы, повышение налогов, потеря арендаторов, снижение проходимости и падение потребительского спроса заставляют торговые центры сосредоточиться на поиске новых арендаторов, внутреннем обустройстве и привлечении потоков. Поэтому в некоторых случаях торговые центры упускают моменты, которые в дальнейшем могут привести к повышенному риску пожарной безопасности», — признал вице-президент РСТЦ, руководитель группы компаний SDG Олег Климов.
Так какие именно моменты упускают ТЦ? Как рассказывает исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр», эксперт по безопасности Александр Старостин, причина большинства пожаров — нарушение правил техники безопасности при проведении огневых работ либо тепловое проявление электрического тока при аварийных режимах работы электросети. Здесь, к сожалению, действительно есть печальная статистика, подчеркивает эксперт.
Александр Старостин
исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр», эксперт по безопасности
«По моему мнению, число пожаров увеличивается в связи с тем, что сейчас конкурентные процедуры на рынке при выборе подрядчиков ставят во главу угла не качество проведения работ, а цену контракта. Соответственно, многие организации, чтобы обеспечить минимальную цену среди своих конкурентов, начинают «кроить» где-то на квалификации сотрудников, где-то на качестве используемых материалов и так далее. Допустим, один и тот же провод: один сделан действительно хорошим предприятием по ГОСТу, в нем гарантированная толщина медной жилы, и он стоит одних денег. А провод, сделанный по техническим условиям каким-то небольшим предприятием, которое эти провода стало изготавливать только вчера и занимается ребрендингом продукции кустарной или выпущенной, скажем так, нефабричным Китаем, конечно, он сильно дешевле. В рамках торгового комплекса, где километры проводов, это уже значительное снижение цены. Естественно, рано или поздно серьезная нагрузка на такой провод может привести к воспламенению. Точно так же, как если к проведению монтажных или сварочных работ допускается низкоквалифицированный персонал, не прошедший должного обучения и инструктажа, возможны ошибки, способные привести примерно к тому, что произошло в магазине OBI».
«Кроилово приводит к попадалову» — народная девелоперская мудрость. В случае с пожарами ее справедливость подтверждается наиболее наглядно, считает Александр Старостин. «Когда только начались конкурентные процедуры и все начали гнаться за ценой, мы еще «на берегу» предупреждали, что есть оборотная сторона медали: не может быть значительного снижения цены без ущерба качеству. Это как снежный ком накапливалось-накапливалось, сейчас оно начинает выстреливать в очень многих областях. Помимо пожарной и всех прочих видов безопасности, мы с вами сталкиваемся с этим повсеместно: мы видим количество фальсификатов в продуктах, видим, насколько падает качество комплектующих изделий и так далее. Но зато у них самая привлекательная цена», — печально констатирует эксперт.
При этом сложно не согласиться со словами менеджера по развитию направления «Фасады» компании «Rockwool Россия» Григория Громакова: «Поговорка гласит, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Но с пожарами эта схема точно не работает: когда речь заходит о зданиях, где регулярно собираются множество людей, важно предусмотреть каждую мелочь, связанную с безопасностью и защитой от огня. В том числе продумать, какие строительные материалы позволят минимизировать риски».
Григорий Громаков
менеджер по развитию направления «Фасады» компании «Rockwool Россия»
«Огонь, задымление, паника, неразбериха с аварийными выходами вкупе с нарушениями банальных строительных норм моментально превращают здание в ловушку. Но возвести тот же торговый центр по всем правилам, а также проработать безопасные пути эвакуации — абсолютно реальная задача. Для этого существуют, в частности, негорючие стройматериалы, а также материалы, которые не выделяют едкий дым при нагревании. Более того, например, теплоизоляция из каменной ваты может на время заблокировать очаг возгорания: доказано, что перегородки с таким наполнением удерживают пламя до двух часов, а это время на эвакуацию, спасенные жизни и сокращение материального ущерба».
Кстати, по оценкам председателя совета Ассоциации производителей строительных материалов, оборудования и сырья Евразийского экономического союза (Ассоциации ПСМ ЕАЭС) Романа Куприна, одной из главных проблем сегодня является недостаточная проработка стандартов на методы испытаний строительных материалов.
Роман Куприн
председатель совета Ассоциации производителей строительных материалов, оборудования и сырья Евразийского экономического союза
«Множ
ество примеров, когда по методике испытаний стройматериалов на негорючесть вроде бы негорючие материалы после завершения огневого воздействия имеют признаки остаточного горения до 15 секунд, хотя должны иметь данный показатель 0 секунд. Кроме того, уже много лет тянется решение вопроса отнесения к негорючим исконно негорючих материалов (металлы, хризотил-цементные плиты) с тонким лакокрасочным покрытием. Методика в ГОСТах просто не предусматривает возможность испытания данных материалов, и они автоматом относятся к горючим. Все это приводит к тому, что зачастую потребитель, делая выбор в пользу негорючих материалов и не разбираясь в деталях, указанных в протоколе испытаний, неосознанно отдает предпочтение гораздо более опасным с точки зрения развития и распространения пожаров материалам. Можно привести известный пример пожара в торговом центре, при котором тлеющий волокнистый материал разлетался по огромной площади, способствуя более быстрому развитию пожара».
Как рассказал BFM.ru Роман Куприн, сейчас Ассоциация ПСМ ЕАЭС выступила с инициативой внести изменения в ГОСТы на методы испытаний для адекватной оценки негорючести неоднородных материалов, а также устранения дисбаланса в оценке пожарной безопасности негорючих и горючих материалов.
Мнением по поводу «узких мест» с точки зрения пожароопасности поделился и операционный директор компании MD Facility Management Борис Мезенцев, а мнение управленца в данном случае, пожалуй, особенно важно. Как отмечает эксперт, факторы, негативно влияющие на пожарную безопасность, можно разделить на несколько блоков.
Борис Мезенцев
операционный директор компании MD Facility Management
«Фактор первый — некачественный монтаж или несоответствие проектным решениям инженерных систем, которые напрямую влияют на возникновение пожара. Например, при некачественном монтаже электроснабжения или отклонениях от проектного решения возникновение пожара возможно, даже несмотря на выполнение плановых ТО в процессе эксплуатации. Как правило, подобного рода недостатки выявляются на стадии предэксплуатации или при техническом аудите при приемке здания в эксплуатацию. Однако подобный аудит не является законодательно установленной процедурой. Кроме того, его проведение требует специального оборудования и квалификации экспертов, поэтому данную процедуру проводят в основном крупные FM-компании. Также в данном случае важен и сознательный подход собственника к результатам аудита, особенно когда устранение выявленных недостатков требует дополнительных затрат. Следующий фактор — несоблюдение требуемого регламента по проведению ТО инженерных систем, напрямую влияющих на возникновение пожара. Например, невыполнение регламента по обслуживанию систем электроснабжения в части проведения замеров сопротивления изоляции, несвоевременный контроль температуры на контактах автоматических выключателей и так далее. Важен, конечно, и такой фактор, как нарушение мер пожарной безопасности при производстве работ на объекте (например, сварочных работ). Ну и никуда не деться от влияния человеческого фактора (курение вне специально отведенных для этого мест, намеренный поджог и так далее)».
Как подчеркивает Борис Мезенцев, с одной стороны, меры профилактики, которые необходимо проводить в ТЦ, чтобы снизить вероятность пожаров, — тема очень строго регламентированная: комплекс соответствующих мер отражен в Правилах противопожарного режима (постановление правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»).
«Для обеспечения безопасного функционирования объекта необходимо просто соблюдать требования. Конечно, прежде всего это постоянная работа управляющей компании со своим персоналом, контроль соблюдения всех регламентов, допуск к работам только специалистов с подтвержденной квалификацией и многое другое. Еще один факт —отношение собственника к этим «узким местам», готовность проводить аудит, работать только с квалифицированными специалистами, инвестировать в устранение недостатков», — уверен эксперт.
Кстати, Александр Старостин отмечает: как показывает практика, часть торговых центров, даже весьма крупных, оформляются на малые предприятия, входящие в реестр малого и среднего предпринимательства, а на них распространяется мораторий на проверки. Соответственно, проводить там плановые противопожарные проверки МЧС не вправе. Но этот поворот сюжета надо вообще рассматривать отдельно и в другой раз.
Помимо профилактики причин возникновения пожара, не стоит забывать про важный блок вопросов, касающихся пожарообнаружения, пожаротушения, систем оповещения о пожаре, систем навигации, систем, обеспечивающих подпор воздуха и дымоудаления, а также соблюдение правил содержания помещений и путей эвакуации. «Важный момент, влияющий на своевременную эвакуацию, — содержание помещений и конструктивных элементов: эвакуационные пути не должны быть захламлены, эвакуационные двери должны быть исправны и так далее. Все эти меры также полностью зависят от добросовестного подхода к своим обязанностям как FM-компаний, так и собственников, отвечающих за пожарную безопасность на своем объекте», — поясняет Борис Мезенцев.
Еще одно «узкое место», на которое обращает внимание Александр Старостин, — то, что называется культурой безопасности и находится у нас далеко не на самом высоком уровне. «Сейчас в общеобразовательной программе нет предметов, которые бы учили со школьной скамьи безопасной жизнедеятельности. Раньше был предмет ОБЖ, и детям объясняли, что можно делать и чего нельзя, как поступать в той или иной ситуации, а главное, как предупреждать те или иные ситуации, и дальше это с опытом уходило во взрослую жизнь. Сейчас если только родители расскажут, но не все родители и сами-то знают хотя бы какие-то элементарные постулаты», — сетует эксперт.
Закрепленное в менталитете убеждение — печальные последствия могут приключиться с кем угодно, только не со мной. «Я совершенно точно знаю, что 99% посетителей, войдя в торговый центр, вряд ли смотрят на план эвакуации, определяют себя в пространстве и фиксируют, где находятся ближайшие эвакуационные выходы. В лучшем случае кто-нибудь запоминает, каким маршрутом он шел от входа до какого-то магазина. Но чаще всего этот маршрут проходит через эскалаторы и лифты, которые при возникновении нештатной ситуации будут остановлены. Соответственно, у людей возникнет «ступорозное» состояние, когда они не знают, где находится ближайшая незадымляемая лестница, через которую нужно эвакуироваться, если будет отключена световая навигация, возникнет ухудшающее видимость задымление и так далее», — вот такими наблюдениями делится Александр Старостин.