Как подчеркивают в департаменте культурного наследия Москвы, к 2022 году доля импорта в работах по реставрации памятников архитектуры уже была незначительной. К тому же российские разработчики и производители тоже не стоят на месте
В столице конец нынешней осени посвятили обсуждению ситуации с объектами культурного наследия (ОКН). В Московском архитектурном институте 29 ноября национальный комитет Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (НК ИКОМОС, Россия) проведет симпозиум, посвященный в том числе редевелопменту и новому строительству в исторической городской среде, восстановлению памятников архитектуры и их интеграции в современные города, а также вопросам этнокультурного многообразия и культурной самобытности народов и этнических общностей.
А 30 ноября на двух этажах здания типографии самого известного из дореволюционных российских издателей, Ивана Сытина, начнет свою работу вторая выставка «ПРОреставрация. Импортозамещение в реставрационных материалах и технологиях», в рамках которой российские производители представят более 100 передовых решений в области сохранения памятников архитектуры. Среди ключевых тем деловой программы выставки — современные подходы к сохранению ОКН (в том числе как новых точек туристического притяжения), российские реставрационные технологии, ремонт и реставрация многоквартирных домов-памятников.
Как рассказали BFM.ru в столичном департаменте культурного наследия (ДКН), в период с 2011 года по начало ноября 2023 года в городе отреставрировано 2177 объектов культурного наследия, ведутся работы на 519 ОКН. Среди наиболее значимых исторических памятников, реставрация которых завершилась в 2022 году за счет бюджета Москвы, в департаменте называют особняк Рутковских в Большом Козловском переулке (приспособление под офис общероссийской общественной организации «Российская федерация баскетбола»), павильон «Физика» (бывший павильон Латвийской ССР) на ВДНХ, где теперь располагается Музей городского хозяйства Москвы, комплекс Хамовнических казарм — «Манеж» на Комсомольском проспекте, а также Театр на Малой Бронной.
На нескольких ОКН частичная или полная реставрация была осуществлена на средства федерального бюджета: городская усадьба (дом Бобринских) на Малой Никитской улице (московский филиал президентского центра Бориса Ельцина — научно-просветительский музейно-выставочный комплекс), городская усадьба Маркина в Вадковском переулке (посольство Ватикана), усадьба Яковлева на Тверском бульваре (Литературный институт имени Горького).
Наконец, есть список объектов культурного наследия, отреставрированных благодаря частным инвестициям: жилой дом с ценной художественной отделкой интерьеров на Земляном Валу (гостиница), главный дом городской усадьбы купцов Сушкиных — Кеворкова на Люсиновской улице, главный дом с палатами городской усадьбы дьяка Иванова — Левашовых в Староваганьковском переулке и городская усадьба Офросимовой — Викторовых — Воронцова на Малой Полянке (приспособление всех объектов под офисы), городская усадьба Петрово-Соловово — Шиллер на Долгоруковской улице (ресторан), контора правления суконной фабрики Кожевникова на Сельскохозяйственной улице (приспособление под торговлю). Отдельной строкой — производственный корпус хлебозавода имени Зотова (бывший хлебозавод № 5) на Ходынской улице, в котором открылся «Центр Зотов», мгновенно ставший очень популярным у москвичей.
С начала 2023 года успели завершиться работы на некоторых объектах. В их числе отреставрированные на федеральные деньги здание приюта для неизлечимых больных имени митрополита Московского и Коломенского Сергия на Погодинской улице (ФГБУ «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Федерального медико-биологического агентства), ансамбль Рогожской старообрядческой общины в Рогожском поселке (религиозная организация «Русская православная старообрядческая церковь») и доходный дом с лавками, являющийся частью ансамбля застройки Серпуховской площади (Государственный академический Малый театр России), а также жилой дом в Серебряническом переулке, где реставрационные мероприятия велись на частные средства.
«Продолжаются работы на таких объектах, как здание Политехнического музея, главный дом городской усадьбы Баташева на Яузской улице, ансамбль усадьбы Покровское (Глебово-Стрешнево), корпуса психиатрической больницы имени Алексеева на Загородном шоссе, Московский Императорский почтамт и телеграф на Мясницкой улице, Воспитательный дом в Китай-городе, монумент в честь покорителей космоса с памятником К.Э. Циолковскому на проспекте Мира. В течение восьми лет работы проводятся на 47 объектах ВДНХ: комплексно на 32 объектах они завершены, а в стадии завершения — павильон «Химия» (бывший павильон Литовской ССР), который передан Республике Абхазия», — подчеркивают в ДКН.
Наконец, ряд объектов культурного наследия попал в периметр городской программы «1 рубль за квадратный метр», которая действует в столице с 2012 года. Инвесторы могут принять участие в специальных аукционах, чтобы за символическую плату (рубль за «квадрат») в год арендовать ОКН на 49 лет с обязательством в течение пяти лет провести реставрационно-восстановительные работы согласно требованиям, утвержденным Мосгорнаследием.
Критики программы часто называют ее яркой иллюстрацией бессмертного черномырдинского «Хотели как лучше…» Говорят, и работает она не вот тебе (хотя в несколько раз лучше, чем, например, в Петербурге), и требования к инвесторам выдвигаются чересчур жесткие, и реставрационные работы порой ведутся с нарушениями, поэтому их приходится пристально контролировать (в том числе общественникам и градозащитникам). Тем не менее «рубль за метр» позволяет спасать историческое наследие: с 2012-го по 2022 год в программу включено 34 здания и на 22 из них комплексная реставрация завершена. В прошлом году она началась в следующих четырех зданиях, в этом году — еще в четырех.
«Ежегодно в работе у столичных реставраторов более 500 памятников истории и культуры, на более чем 200 из них работы завершаются. В 2023 году мы перешагнули знаковый рубеж: более двух тысяч отреставрированных объектов культурного наследия. Это усадьбы, доходные дома, объекты промышленной архитектуры и культового зодчества. Большинство из них сохраняет свое историческое назначение, многие приспосабливаются к современному использованию и начинают новую жизнь — в них работают люди, открываются музейные пространства, кафе, творческие и научные мастерские. Количество объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось с 2010 года в 7,6 раза (с 1325 в 2010 году до 175 в настоящее время). Доля объектов культурного наследия, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, выросла с 61% в 2010 году до 96,5%», — резюмировал в беседе с BFM.ru руководитель столичного департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Все сказанное выше позволяет понять: импортозамещение в области реставрации, которое будет обсуждаться на выставке 30 ноября, — тема действительно важная, и, конечно, не только для столицы. Последние два года отрасль работает в условиях сильно ограниченного доступа к зарубежным технологиям и материалам. Справляется ли? И сможет ли справляться дальше?
Алексей Емельянов
руководитель департамента культурного наследия города Москвы
«Доля импортных компонентов и технологий в реставрационных работах на протяжении нескольких последних лет сокращалась и к 2022 году уже была незначительной. В основном это диагностическая и аналитическая аппаратура, которая применяется на этапе обследования реставрируемых объектов, плюс некоторые специфические полимерные составы, химические добавки для изменения, улучшения свойств используемых компонентов и придания материалам характеристик, требующихся для конкретного объекта. Выделить какой-то процент участия импортных материалов в процессах реставрации довольно сложно. В любом случае еще раз подчеркну, что сейчас нет какой-либо значимой зависимости ни от них, ни от импортного оборудования. Отечественные поставщики успешно применяют в столице новейшие разработки — например, при возвращении исторического облика павильонам ВДНХ. При реставрации павильона № 5 «Физика» специалисты использовали российские материалы для воссоздания люстр и витражей, стекло для них отливалось в отечественных мастерских. Для того чтобы восстановить фонтан перед павильоном № 30 «Микробиологическая промышленность», который до реставрации находился в руинированном состоянии, в лабораториях Московского химико-технологического института решили возродить состав элементов, входивших в глазурь изразцов. Для этого пришлось воссоздать целое производство. Еще один пример — стеклянные блоки Фальконье: в столице сохранилось много памятников архитектуры с таким видом остекления. Технология производства была утеряна, но специалистам удалось ее восстановить. Такие блоки использовались, например, при реставрации усыпальницы крупнейших предпринимателей конца XIX века — семейства Кноп — на Введенском кладбище».
«Отдельный вопрос, который требует внимания, — обеспечение отрасли реставрационным инвентарем и лабораторным оборудованием. Например, пробоотборники для цемента и сыпучих материалов, инъекционные колонки для оценки проникающей способности инъекционных смесей, оборудование по оценке ремонтных смесей выпускаются только иностранными производителями. Эти ГОСТы написаны при участии компаний, которые занимаются продажей в том числе импортной продукции. Именно поэтому важно переходить на нормирование требований к материалам и технологиям в реставрации, основываясь на отечественных стандартах, предусматривающих применение отечественного оборудования», — уверен Алексей Емельянов.
А сами девелоперы и реставраторы, которые непосредственно работают с объектами культурного наследия, столь же оптимистичны? И с их точки зрения импортозамещение справилось? Или все-таки остались «но», которые как раз стоит обсудить на «ПРОреставрации»? Об этом в следующий раз.