С 1 сентября 2023 года в России начинает действовать новый закон, регулирующий принципы туристической деятельности на особо охраняемых природных территориях. Некоторые его положения напрямую касаются игроков рынка недвижимости, рассматривающих ООПТ как точку приложения сил
Соответствующий законопроект Госдума приняла в третьем чтении 14 марта. Документ вводит основные критерии, среди которых сохранение уникальных природных комплексов, объектов растительного и животного мира, соблюдение предельно допустимой рекреационной нагрузки, создание специально оборудованных туристических мест и маршрутов, сохранение объектов культурного наследия, а также обеспечение безопасности туризма.
Теперь под руководством Минприроды должны быть подготовлены плюс-минус 13 подзаконных нормативно-правовых актов. «Все они будут раскрывать или расшифровывать те нормы, которые заложены в закон. И эту работу мы должны будем завершить в 2023 году», — подчеркнула на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» директор департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и экологии РФ Ирина Маканова.
Кроме того, по ее словам, субъектам нужно будет подготовить собственное нормативно-правовое регулирование в отношении ООПТ регионального и местного значения. Для справки: согласно представленным экспертом данным, сегодня в России насчитывается 336 ООПТ федерального, 10 742 ООПТ регионального и 1214 ООПТ местного значения.
Что во всей этой истории должно больше всего интересовать игроков рынка недвижимости? Первое: новый закон запрещает изменение площади, местоположения и границ заповедной и особо охраняемой зон и зоны традиционного экстенсивного природопользования, запрещает увеличение или изменение границ участков, специально выделенных для хозяйственного использования, но что самое важное — он запрещает любое новое индивидуальное жилищное строительство в рамках ООПТ. Естественно, как особо отметил председатель общественного совета при Минприроды Александр Закондырин, людей, исторически проживающих на территории ООПТ, никто трогать не собирается. Но новое — ни-ни.
Второе: закон разрешает создавать в специально отведенных для этого местах объекты для временного размещения (гостиницы, кэмпинги, глэмпинги) объекты культурной, научной и экологической направленности, туристические центры, объекты общепита и прочие объекты, необходимые для туризма и туристов. Однако очевидна общая направленность на максимальное ограничение капитального строительства в границах ООПТ. Более того, заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елена Зленко не исключает, что в нормативно-правовых актах появятся ограничения и по стройматериалам: условно говоря, из дерева и камня на ООПТ строить будет можно, а, например, из бетона и железобетона нельзя.
Третий важный момент, на котором Ирина Маканова остановилась отдельно. «Понимая, что туристическая деятельности на ООПТ велась и раньше, мы заложили в закон очень важный для нас механизм проведения инвентаризации всех заключенных ранее договоров. Это значит, что если человек добросовестно вел свою деятельность или в рамках договора аренды, или в рамках договора о сервитуте, то эти отношения будут продлены на следующий срок. Если же мы выявляем недобросовестных лиц, оказавшихся на особо охраняемой природной территории, эти правоотношения будут прекращены», — заявила эксперт. Самое время напрячься, в частности, тем, кто построил в заповеднике типа гостиничку, а теперь использует ее как собственную типа дачу.
Четвертое: с новыми инвесторами предусматривается заключение соглашений, сторонами которых выступают федеральный орган исполнительной власти и победитель торгов. По словам Ирины Макановой, торги будут проводиться в том числе в электронном виде. Соглашение заключается на срок до 49 лет с правом последующей пролонгации. «Земля без проведения торгов передается победителю в аренду на соответствующий срок. При этом хочу обратить внимание, что земля передается Министерством природных ресурсов и экологии. Это принцип одного окна, который мы заложили, и с нами согласились Росимущество и Минфин России», — поясняет Ирина Маканова.
В соглашении прописываются ключевые пункты ведения бизнеса на ООПТ, и на два стоит обратить особое внимание. Поставив под документом свою подпись, инвестор обязан будет соблюдать предельно допустимую рекреационную емкость (допустимую антропогенную нагрузку), которую установят для каждой особо охраняемой природной территории. Распространенный в туристической отрасли принцип «где пятеро, там и семеро» придется забыть. А еще инвестор обязан будет отчислять определенные суммы на проведение мероприятий по предупреждению причинения вреда окружающей среде, а то и сам их проводить. Остается добавить, что действие соглашения прекращается в том числе по причине нарушения его условий.
И последнее. По словам начальника Главгосэкспертизы Игоря Манылова, понятно, что появятся какие-то изменения в части требований к строительству на ООПТ, и критерии оценки объектов наверняка будут уточнены с учетом меняющегося законодательства. Однако новый закон никак не затрагивает и не меняет саму процедуру экспертизы, которая необходима для получения разрешения на строительство.
«Хочу обратить внимание, что даже сегодня и на территориях ООПТ, там, где это допустимо, и в других местах строительство предполагает, что в процессе градостроительной экспертизы происходит оценка на предмет соответствия природоохранным, экологическим, санитарно-эпидемиологическим нормам. И в данном случае у нас все необходимые компетенции и ресурсы есть», — подводит черту Игорь Манылов.
Конечно, все вышесказанное позволяет хотя бы в первом приближении понять, как именно теперь предполагается работать с инвесторами, заинтересовавшимися ООПТ, но совершенно не отвечает на вопрос, как их этим заинтересовать. Например, получат ли инвесторы налоговые, финансовые или какие-то иные «плюшки», если согласятся играть по довольно жестким ООПТ-правилам? Будут ли предложены их вниманию полностью готовые бизнес-кейсы, как это часто бывает в рамках мастерпланирования, которым сегодня занимается ВЭБ.РФ, «Дом.РФ» и еще целый ряд структур? Да и на инвесторов ли делают ставку особо охраняемые природные территории, или, может, скорее на меценатов, ратующих за идею и не рассчитывающих не только на прибыль, но даже на возврат вложенных денег?
Рассчитываем и на тех и на других, признается Ирина Маканова. А раз так, разработчикам нового закона и подзаконных актов и исполнителям на местах придется выучить много новых бизнес-слов и инвестиционных терминов, смысл которых им, возможно, пока не до конца ясен.