Несмотря на прописанную систему организации безопасных условий труда и многоступенчатую систему контроля за их соблюдением, несчастные случаи на стройплощадках, в том числе со смертельным исходом, продолжаются: по оценкам Роструда, строительство входит в топ-3 самых травмоопасных сфер деятельности в стране. Кто виноват и что делать?
Производственный травматизм продолжает оставаться для России проблемой с пометкой «сверхсерьезно»: число работников, получивших серьезные травмы или даже погибших при выполнении своих обязанностей, по-прежнему исчисляется тысячами. По результатам 2022 года Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) отчиталась о 4639 несчастных случаях на производстве, имевших тяжелые последствия для пострадавших.
При этом фигурирующие в прессе данные Федерации независимых профсоюзов выглядят еще более пугающими: 5563 несчастных случая, из которых 381 — групповые. И что особенно волнует рынок недвижимости, лидирующие позиции вот уже который год подряд занимают три отрасли: обрабатывающие производства (23% от общего числа производственных несчастных случаев), строительство (16,3%), транспортировка и хранение (12,7%).
Почему производственный травматизм остается для сферы строительства актуальным? Что делают строительные компании для обеспечения безопасных условий труда своих работников? И можно ли делать больше? Об этом BFM.ru побеседовал с президентом межотраслевой ассоциации саморегулируемых организаций в области строительства и проектирования «Синергия» Александрой Белоус.
— Общероссийская статистика производственного травматизма, прямо скажем, не выглядит особо оптимистичной, и сферу строительства Роструд называет одной из самых опасных явно не зря. А статистика конкретно вашей ассоциации подтверждает общие выводы?
— Вот как раз нет! Согласно статистическим данным межотраслевой ассоциации саморегулируемых организаций (СРО) «Синергия», в состав которой входят две строительные СРО (СРО АСО ПОСО и СРО АС МРСА) с общей численностью компаний более 2,7 тысячи, число несчастных случаев на строительных объектах снижается третий год подряд. С 2020 года по 2022 год в организациях, состоящих в этих СРО, общее число работников, пострадавших и погибших на стройке, — всего 25, при этом в компаниях, состоящих в СРО АС МРСА, за последние два года несчастных случаев не выявлено вообще. Так как чаще всего на стройке получают увечья и гибнут работники, имеющие низкую квалификацию (в основном трудовые мигранты), данная тенденция в том числе связана с общим оттоком из страны работников (включая, конечно, и специалистов с более высокой квалификацией), который наблюдается с 2020 года.
— Кто уполномочен следить за тем, чтобы у строительных компаний на их площадках все было в порядке с точки зрения безопасных условий труда?
— Функции по надзору (контролю) за соблюдением организациями правил по охране труда и созданием безопасных условий на объекте осуществляют как государственные надзорные органы, так и профессиональные сообщества, в том числе саморегулируемые организации, и еще — ответственные в самих строительных компаниях сотрудники. СРО в рамках положений Градостроительного кодекса РФ (ст. 55.1, 55.13) разрабатывают соответствующие внутренние документы (регламенты, положения и другие) и осуществляют контроль за соблюдением организациями требований законодательства и исполнением этими организациями обязательств по договорам строительного подряда. СРО выполняют данные функции в рамках документарных и выездных проверок.
— И что происходит, если выявлены проблемы?
— Если по результатам проверки в организации выявлены различные нарушения, например не соблюдаются требования свода правил на объектах строительства, которые в том числе влияют на безопасность объекта, не проводятся инструктажи по охране труда, компания не применяет систему СОУТ (специальной оценки условий труда, которую проводят эксперты сторонней компании) и так далее, и если компания своевременно эти нарушения не устраняет, к ней применяются меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из СРО. Кроме того, информацию о выявленных нарушениях СРО направляет в органы государственного строительного надзора. Также, как я уже отметила, в организации должен быть специалист по охране труда, который обязан обеспечить проведение инструктажей и обучение всех сотрудников, начиная с рабочих и завершая руководством компании. Плюс на этом специалисте лежит ответственность по контролю безопасных условий труда на объекте и в самой организации.
— То есть система организации безопасных условий труда, как и система многоступенчатого контроля за их соблюдением, есть, а несчастные случаи на стройплощадках, в том числе со смертельным исходом, продолжаются. Как же так?
— Увы, вы правы. Наша практика показывает, что несчастные случаи на стройке происходят по нескольким причинам. Во-первых, в связи с тем, что в строительстве в настоящее время наблюдается дефицит квалифицированных специалистов (он составляет от 30% до 40% и охватывает всю производственную вертикаль, от рабочих и инженерно-технического персонала до руководителей), часто к работам привлекаются люди, не соответствующие требованиям выполняемых ими функций. Во-вторых, налицо низкая квалификация ответственных специалистов по охране труда в компании. При проведении проверок наши эксперты выясняют, что в ряде компаний ни инженеры по охране труда, ни инженерно-технические работники на объектах не знают, как в организации должна быть выстроена работа по охране труда, какие в компании и на объекте должны быть документы, какие мероприятия организация обязана проводить по охране труда, в том числе как необходимо оформлять журналы инструктажей, выдачи нарядов-допусков и сам наряд-допуск. Также специалисты плохо осведомлены о требованиях нормативных документов по охране труда. В-третьих, часто генподрядчики, члены СРО, не знают, что ответственность за соблюдение правил безопасности на объекте, в том числе субподрядной организацией, несут именно они. И в случае причинения вреда или гибели работника субподрядной организации отвечать будет генподрядчик. Поэтому в первую очередь он должен проверить наличие необходимых условий для безопасной работы на объекте. Наконец, свою роль играет возможность заключать гражданско-правовые договоры (ГПХ) между генподрядчиком или субподрядной организацией и физическим лицом. Чтобы уйти от ответственности, работодатель прописывает в договоре, что лицо, заключающее с ним (генподрядчиком или субподрядчиком) такой договор, обязано самостоятельно обеспечивать безопасные условия на объекте и соблюдение правил по охране труда. Таким образом, генподрядчик устраняется от контроля за тем, например, подготовлено рабочее место или нет, пристегнут или нет сотрудник, работая на высоте, использует ли он необходимые средства индивидуальной защиты и так далее.
— С вашей точки зрения, есть ли эффективные меры, которые помогут минимизировать число несчастных случаев в строительстве?
— На наш взгляд, прежде всего необходимо повышать уровень квалификации, подготовки специалистов в организациях, отвечающих за вопросы по охране труда и реализацию норм техники безопасности на объекте. И проводить обучение не онлайн, а прямо на стройплощадке, чтобы после такой специалист смог на практике показать, как он усвоил полученные знания. Также мы очень рассчитываем на то, что вступившие в силу с 1 марта 2023 года новые правила (согласно постановлению правительства от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда») значительно повысят качество подготовки и не позволят компаниям привлекать и допускать неквалифицированных специалистов по охране труда на объекты.
Согласно новым правилам, сведения о людях, прошедших подготовку и подтвердивших свои знания в аккредитованных учебных центрах, вносятся в реестр обученных лиц, который ведет Минтруд России. Соответственно, строительные компании обязаны будут привлекать на стройку только специалистов, включенных в этот реестр, резюмирует Александра Белоус. А о том, насколько это сработает, расскажет Роструд и его статистика производственного травматизма за 2023 год.