При этом владельцы недвижимости сохраняют право оставить свои персональные данные доступными для третьих лиц, но для этого нужно пройти ряд процедур
В России с 1 марта засекречены личные данные собственников недвижимости. Это означает, что при проведении сделки с недвижимостью выписку из ЕГРН с данными владельца объекта не сможет получить никто, кроме него самого.
И хотя в Росреестре заверили, что нововведение, наоборот, позволит сделать рынок прозрачнее и безопаснее, участникам сделок теперь придется постараться, чтобы получить выписку. А без нее банк не переведет деньги со счета-аккредитива продавцу.
Собственники недвижимости могут оставить свои данные доступными для третьих лиц, но для этого нужно подать заявление в Росреестр (через сайт Росреестра, МФЦ или Единый портал госуслуг).
До этого, например, Сбербанк получал выписку в автоматическом режиме, как только проходила сделка. Теперь эту опцию переложили на клиентов. По крайней мере, частично, рассказали Business FM в отделе аккредитивов центрального Сбербанка. Редакция обратилась туда под видом потенциального покупателя квартиры.
— Вы предоставляете в банк документы после регистрации. Если будет электронная регистрация, при наличии электронного адреса в аккредитиве банк имеет право от вас лично, с ваших личных адресов получать электронные выписки. Если необходимо, чтобы банк запрашивал, вы у сотрудника, когда будете открывать аккредитив, сделайте согласие на получение выписок банком. Эту всю процедуру знает сотрудник. И еще один момент. Если вы будете подавать через МФЦ, обязательно укажите сотруднику, что необходима вторая выписка продавцов, потому что с 1 марта будет выдаваться выписка только покупателю, если не сделать пометку.
— Сколько по времени через МФЦ это делать?
— Регистрация до семи дней. С переходом на эту систему есть вероятность того, что будет задержка в регистрации. Это по Росреестру.
Также Business FM обратилась с вопросом о получении выписки из ЕГРН в сервис Сбербанка «Домклик». И получила похожий ответ:
«Выписки теперь получают потруднее, чем раньше. Раньше мы сами заказывали — нам Росреестр по договору присылал, а сейчас необходимо будет продавцу либо самостоятельно заказывать эту выписку через МФЦ, либо через «Госуслуги» с усиленными электронными подписями. Либо он проходит в «Госуслуги» и подтверждает согласие на предоставление данных в ЕГРН для «Домклика» и на обработку персональных данных».
То есть теперь либо клиент сам должен пойти в МФЦ и заказать выписку, а потом лично прийти в банк с бумагой для подтверждения сделки, что означает увеличение числа посетителей в банковских отделениях и удлинение сроков сделки, либо воспользоваться онлайн-сервисами.
Хотя все это, как обещают, будет проходить под присмотром и руководством банковских сотрудников, высока вероятность, что поначалу как у самих сервисов, так и у сотрудников будут ошибки.